Одно из самых расхожих заблуждений касательно науки заключается
в том, что ученые ищут и обретают истину. Это не так — они создают
и испытывают модели.
Когда Кеплер решил упаковать Солнечную систему в ряд Платоновых тел
(правильных многогранников), он сделал несколько неплохих прогнозов,
которые потом были усовершенствованы его законами движения планет,
которые, в свою очередь, были усовершенствованы законами механики
Ньютона, которые, в свою очередь, были усовершенствованы общей теорией
относительности Эйнштейна. Кеплер не стал неправ из-за того, что прав
оказался Ньютон, точно так же, как Ньютон не стал неправ из-за того,
что прав оказался Эйнштейн. Перед нами последовательное развитие
моделей, которые разнились в своих предположениях, точности,
приложимости, но не в истинности.
Это совершенно не похоже на те поляризованные противостояния,
которые определяют столь многое в нашей жизни: моя партия, или религия,
или образ жизни правильны, или же ваши — правильны, а я в свои верю.
И единственное, что нас объединяет, — это уверенность в собственной
безошибочности и непогрешимости.
Построение моделей очень сильно отличается от провозглашения истин.
Это бесконечный процесс открытия и совершенствования, а не война,
в которой нужно победить, или цель, которой нужно достичь. Сомнения —
это не слабость, а непременная часть процесса узнавания чего-то ранее
непознанного. Ошибки — это свойства, обманутые ожидания — шанс
совершенствования. И решения нужно принимать, исходя из того, что лучше
работает, а не взывая к привнесенным извне знаниям.
Все это хорошо знакомо по собственному опыту любому ученому — или
младенцу. Невозможно научиться говорить и ходить без лепетания
и шатания, без экспериментов с языком и равновесием. Продолжающие
лепетать младенцы превращаются в ученых, работа которых заключается
в формулировке и испытании теорий. Но для того чтобы строить мысленные
модели, вовсе не нужно обладать профессиональными знаниями — эти навыки
даны нам от рождения. А вот что нужно, так это не подменять
их уверенностью в абсолютных истинах, которая препятствует исследованию
различных идей. Понять что-либо значит создать модель, с помощью
которой можно будет прогнозировать и описывать реальность. Истина — это
модель.
|